Предпроектное обследование. Принуждение или необходимость?

При разработке корпоративных информационных систем, автоматизирующих бизнес-процессы всего предприятия, первым шагом является проведение предпроектного обследования. Можно ли на нем сэкономить? И к чему это приведет?
В настоящей статье рассматривается, что же такое предпроектное обследование, какие задачи оно выполняет и что в итоге получает заказчик и исполнитель. 

Цель предпроектного обследования – формализованное описание бизнес-процессов, разработка и согласование документа, в котором изложены цели внедрения и планируемые результаты внедрения.

Предпроектное обследование обычно проводится в виде интервью.

Результатом предпроектного обследования являются следующие документы:

  • описание и схемы организационной структуры и бизнес-процессов предприятия;
  • техническое задание на разработку программного продукта;
  • перечень работ и план-график их выполнения;
  • оценка стоимости проекта.

Часто недобросовестные консультанты не утруждают себя подготовкой грамотного технического задания. В качестве заключения они подсовывают некий шаблон «для торговых организаций» или «для производственных», в котором изменено название предприятия и присутствуют только общие фразы, относящиеся к описанию любой компании, порой никак несвязанные между собой. Но это недопустимо, ведь все компании индивидуальны, у каждой свои особенности, присущие только ей, их нельзя подвести под одну гребенку.

Стоимость обследования составляет обычно до 10% от общей стоимости проекта.

Что получает заказчик:

  1. Описание и возможность оптимизации существующих бизнес-процессов.
  2. Возможность оценить насколько функционал предлагаемой системы соответствует бизнес-процессам.
  3. Определение рисков, способных повлиять на сроки и качество работ.
  4. Возможность уточнить сроки и стоимость проекта.
  5. Возможность убедиться в профессионализме консультантов и своевременно отказаться от их услуг в случае неудовлетворенности.

Что получает консультант (будущий автоматизатор):

  1. Выяснение особенностей и конкурентных преимуществ предприятия-заказчика.
  2. Определение рисков, способных повлиять на сроки и качество работ.
  3. Определение текущего положения дел, что позволит в дальнейшем сформулировать преимущества внедряемой системы.
  4. Знакомство с сотрудниками, ответственными за внедрение у заказчика.
  5. Опыт.

Подведем итог. Этапом проведения предпроектного обследования пренебрегать нельзя. Другой вопрос – брать ли за это деньги? Могу сказать, что бесплатно качественное обследование не выполняет ни одна организация – стоимость работ либо оплачивается как самостоятельная услуга, либо включается в стоимость будущих работ.

Помните, что грамотно проведенное предпроектное обследование становится залогом успешного завершения всего проекта.